Юлия Валериевна КОРОТКОВА

начальник отдела по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи Комитета по образованию Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге социальная поддержка граждан в сфере детского отдыха и оздоровления закреплена Законом Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга». 

С 2014 года, отвечая новым запросам времени, в субъекте был введен сертификат на получение меры социальной поддержки для категории дети «работающих граждан». Сертификат подтверждает право родителя (законного представителя) на оплату части стоимости путевки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в самостоятельно выбранную им организацию отдыха детей и их оздоровления. 

С 2017 года сертификат введен и для детей из спортивных и творческих коллективов. Таким образом, сертификатом охвачены те категории лиц, организация отдыха и оздоровления которых традиционно сочетает бюджетное финансирование и родительскую плату.

Примечательно, что данные категории детей, наряду с другими категориями, закрепленными в «Социальном кодексе Санкт-Петербурга», имеют неограниченное право на получение данной меры, что дает возможность организовывать их отдых за счет средств городского бюджета на протяжении всего года.

На сегодняшний день сертификат представляет собой реальный механизм реализации государственной поддержки, позволяющий обеспечить эффективное взаимодействие с организациями отдыха различной формы собственности (в том числе негосударственной), а главное – обеспечить адресный подход в выборе родителями оздоровительных учреждений для своих детей с учетом их потребностей, желаний и возможностей.  

Правительством города созданы все условия для того, чтобы родителями реализовывалось право самостоятельного выбора организаций отдыха для данных категорий детей из максимального, конкурентоспособного Перечня лагерей. Порядок и условия включения организаций отдыха детей и их оздоровления в Перечень способствуют развитию здоровой конкуренции и побуждает все большее количество организаций из разных субъектов Российской Федерации взаимодействовать с Санкт-Петербургом.

Кроме того, выбор лагеря из Перечня обеспечивает родителей гарантиями в том, что выбранная ими организация детского отдыха соответствует всем установленным требованиям, прежде всего, к комплексной безопасности. Однако необходимо разделять понятия Перечень и региональный Реестр. Так, в Перечень могут войти учреждения и организации из разных субъектов Российской Федерации, а не только региональные. 

Например, в 2019 году в Перечень вошли 170 организаций детского отдыха из 15 субъектов нашей страны. Перечни формируются региональным оператором по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи Санкт-Петербурга – Центром оздоровления и отдыха «Молодежный».

Введение сертификата также позволило увеличить вариативность программ детского отдыха, усилить конкурентоспособность среди лагерей и привлечь в систему организации отдыха юных петербуржцев негосударственные лагеря. 

В свою очередь, это повлияло и на повышение качества услуг по отдыху и оздоровлению ввиду того, что предоставленная в рамках сертификата возможность авансирования деятельности лагерей позволяет заранее начать соответствующую подготовку учреждений отдыха к заезду детей. 

Многообразие организационных форм детского отдыха положительно влияет на развитие конкуренции в данной отрасли, а также обуславливает постоянный поиск предложений, удовлетворяющих самые разные потребности и запросы юных петербуржцев.

Таким образом, введение сертификата позволило внедрить современные  организационно-экономические механизмы, а также обеспечить персонифицированный подход к организации детского отдыха и оздоровления в регионе. Право же негосударственных лагерей на получение средств регионального бюджета повышает социальную ответственность бизнеса и демонстрирует эффективную модель взаимодействия данного сектора с органами власти.