Анна Владимировна ХАМАРДЮК

директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России

Повышение качества общего образования, обеспечение лидерских позиций России по результатам международных исследований в части подготовки школьников может быть достигнуто только повседневным трудом учителей. Учителей, которые воспринимают не только свои профессиональные задачи по работе с учениками как восхождение, но и свою профессиональную жизнь мыслят в этих же координатах. 

В национальном проекте «Образование» ключевой и самый сложный федеральный проект – это «Учитель будущего». Не только за счет пафоса масштабных задач, но и за счёт этоса – комплекса этических и интеллектуальных выборов, которые совершаются каждым педагогом индивидуально и в командном зачете, когда включается общий контур в труде многих предметников вокруг одного классного коллектива и каждого ученика в частности.

На федеральном уровне обновляется содержание, фиксируются общие подходы к маршрутам изменений, на региональном (с поддержкой из федерального бюджета) создается необходимая современная инфраструктура, качественно обновляется система работы с кадрами: обеспечивается их переподготовка и непрерывное повышение квалификации. 

И здесь вопрос соответствия содержания форме, которая предлагается для его освоения. Да, каждый учитель испытывает трудности. Такая уж это рефлексивная профессия. Важно создать для педагогов качественно новые места для профессионального развития. Привлечь их самих, достигших уровня, необходимого для передачи пережитого опыта, в процесс повышения квалификации, помочь сорганизоваться в этом процессе, исключить фиктивность и формализацию в решении  задач профессионального развития. 

Центры непрерывного профессионального мастерства педагогических кадров – это новые точки на карте. В перспективе сеть таких центров станет основой инфраструктуры региона для развития педагогического потенциала. В 2019 году в 11 регионах России уже будет организовано 50 центров непрерывного повышения профмастерства педагогических работников.  Мы на проведенных форумах и совещаниях с коллегами договорились об общем понимании содержания и формы таких новых площадок для педагогов. А вот вопросы конкретного дизайна, распределения по территории региона сети центров, схемы организации деятельности решает сам регион. 

Мы уверены, что для профессиональной рефлексии, для профессионального общения и принципиального обновления системы работы с нашими учителями центры сыграют ключевую роль.