pic

Людмила Викторовна СПИРИНА

заместитель директора ВДЦ «Орленок» по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью, кандидат педагогических наук

Сегодня сфера детского отдыха и оздоровления детей рассматривается и государством, и родительским сообществом как область активного развития и содержательного роста ребенка. 

Именно в детском лагере как открытом, свободном, неформальном пространстве идет поиск, апробация новых технологий работы с детьми, приемов мотивации познавательной активности, методик персонализации образования.

Персонализация дополнительного образования и его открытость по отношению ко всем субъектам образовательного процесса – один из ключевых приоритетов, который продиктован самой жизнью. Подросток, приезжающий в ВДЦ «Орленок» (центр), должен иметь возможность выбора образовательных программ и собственного темпа их освоения, причем его персональная образовательная история может начаться как в «Орленке», так и задолго до «Орленка», и этот факт, безусловно, должен учитываться.

Поэтому сегодня в ВДЦ «Орленок» идет апробация технологии сопровождения индивидуального образовательного маршрута подростка в условиях детского лагеря (краткосрочность, интенсивность, автономность).

Образовательный маршрут ребенка – это проектируемая совместная программа, учитывающая его личный опыт (образовательные потребности), включающая в себя цель и выбор подростком способов и форм достижения этой цели, а также фиксирование результатов. По сути, это персональный творческий путь ребенка в образовательном пространстве центра. 

Какой же выбор осуществляет подросток в таком образовательном пространстве?

Это выбор:

- формы своей деятельности: участия в вариативных развивающих образовательных программах в соответствии с его интересами, склонностями и ценностями;

- содержания образовательной деятельности (темы занятий, кружков, мастер-классов, социальных, исследовательских или творческих проектов, поручений в организаторской деятельности и так далее);

- режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

- педагога, наставника, тренера.

Все эти выборы должны иметь исходную точку – индивидуальную образовательную цель подростка (одну или несколько), а также точку финальную (не для ребенка, но для конкретной образовательной программы) – точку оценки результатов.

Логика построения индивидуального образовательного маршрута ребенка – участника программы включает в себя несколько этапов. 

На дистанционном этапе (до приезда в ВДЦ «Орленок») подросток знакомится с предполагаемым содержанием программы. Основным инструментом этого этапа является «Навигатор твоих возможностей» (Навигатор).

В первой части Навигатора обрисованы образовательные возможности программы и самого центра. Ребенок, работая с ним, исходя из своего понимания, понимания друзей, родителей, формулирует для себя, чем бы он хотел заниматься в «Орленке» через выбор вариативной части Навигатора. Таким образом, с помощью Навигатора подросток формирует проект своего образовательного маршрута в «Орленке».  

Уже приехав в «Орленок», ребенок имеет возможность скорректировать собственный образовательный маршрут на смену через систему проб (субъектный опыт), знакомство с разными людьми, знакомство со всеми видами деятельности, которые ему предлагались дистанционно. Также на этом этапе подросток ставит собственную цель на смену и определяет способы ее реализации.

Следующий этап – реализация подростком своего маршрута. В течение смены, помимо сформированной индивидуальной траектории, ребенок находится в таком культурно-образовательном пространстве, которое постоянно «подкидывает» ему различные ситуации выбора. 

Это касается и выбора органов самоуправления, и выбора своей собственной позиции и роли в различной деятельности (инициатор, организатор, участник), и выбора роли в команде (лидер, генератор идей, аналитик-критик, исполнитель). 

Здесь чрезвычайно важен педагогический опыт учителя, поскольку практически любая ситуация может стать ценной с точки зрения осмысления поведения, реагирования, то есть, по сути, выбора решения (что сказать, как среагировать). 

Ситуации морального, социального, экзистенциального выбора, в которые попадает ребенок в течение смены, должны быть осмыслены. Ключевые ценности этого этапа: выбор решения, ответственность за выбор и за принятые решения, критическое мышление, анализ.

Финальный этап – осмысление итогов реализации своего маршрута в течение смены. В конце смены ребенок подводит итог реализации своего плана на смену: все ли состоялось? оправдались ли ожидания? каковы достижения, награды, точки роста? как всё это поможет двигаться дальше? где он может самореализоваться в дальнейшем?

Для выстраивания своей цели, своего маршрута на смену, фиксирования промежуточных и итоговых результатов мы предлагаем ребенку такой инструмент, как «Карта моих достижений». «Карта достижений» помогает ребенку осмыслить свой собственный образовательный маршрут в течение смены и зафиксировать его достижения.

Разработка, апробация и внедрение современных образовательных технологий, безусловно, требуют серьезной научно-теоретической проработки, аналитического осмысления. Поэтому одной из задач Программы развития ВДЦ «Орленок» является создание современного инновационно-аналитического центра, разрабатывающего, внедряющего и обобщающего инновационные образовательные технологии, лучшие практики социализации детей и подростков в организациях дополнительного образования, отдыха детей и их оздоровления.