pic

Татьяна Николаевна ВЛАДИМИРОВА

проректор по связям с общественностью, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук

Один из ведущих факторов обеспечения качественного развивающего полноценного отдыха и оздоровления детей – подготовка кадров для этой сферы.

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), укрепляя лучшие традиции вожатского движения, с 2017 года реализует проект «Всероссийская школа вожатых». 

Согласно программе модуля «Основы вожатской деятельности» практике в лагере предшествует инструктивный сбор (выезд) вожатых. В этом году МПГУ восстановил практику проведения выездных инструктивных сборов: 300 будущих вожатых в период с 17 по 19 мая 2019 года собрались в подмосковном лагере имени 28 Героев Панфиловцев на инструктив. За общую координацию выезда отвечал Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров, образовательная программа инструктивного сбора была разработана и реализована профессорско-преподавательским составом Факультета педагогики и психологии МПГУ. 

Инструктивный сбор проводился при поддержке Правительства Московской области, Социально-оздоровительного центра «Лесная поляна». Такое взаимодействие крупного вуза с органами исполнительной власти крупного субъекта Российской Федерации принесло свои плоды: все студенты, прошедшие инструктивный сбор, будут временно трудоустроены в лагеря Правительства Московской области и пройдут на их базе педагогическую (вожатскую) практику.

Помимо образовательной подготовки студентов в МПГУ выстраивается система мероприятий, повышающих интерес студентов к вожатству и будущей педагогической деятельности. Среди основных из них можно выделить следующие: 

– Проведение организационного собрания кураторов педагогической практики и актива студенческих групп МПГУ (февраль).
– Презентация модуля «Основы вожатской деятельности» на факультетах МПГУ и обучение студентов 2-ых курсов (февраль – апрель).
– Творческое мероприятие «Вожатский вечер» в МПГУ (март).
– Ярмарка вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления «Я выбираю лето!» (март-апрель).
– Участие проекта «Всероссийская школа вожатых» и вожатых МПГУ в Московском международном салоне образования (апрель).
– Вожатский субботник (апрель).
– Торжественная линейка педагогических отрядов «Старт лета» (май).
– Организация и проведение выездного инструктивного сбора вожатых (май).
– Педагогическая (вожатская) практика в пришкольных и загородных оздоровительных лагерях (май – август).
– Привлечение студентов к участию в конкурсах вожатского мастерства различного уровня (август-декабрь).
– Межфакультетская отчетная конференция студентов по итогам педагогической практики в лагере (октябрь).
– Университетский конкурс студенческих педагогических отрядов МПГУ (ноябрь).

Таким образом, вузы являются эффективными системообразующими площадками по подготовке вожатских кадров. В сотрудничестве с органами исполнительной власти cубъектов, руководством организаций отдыха детей и их оздоровления, активом студенческих педагогических отрядов вузы в полной мере готовы обеспечить кадрами систему детского отдыха. 
 

Проект «Всероссийская школа вожатых» – это комплекс мероприятий, который обеспечивает подготовку профессиональных вожатых, создание условий для их эффективной работы как в школах и в организациях отдыха детей и их оздоровления, так и в деятельности общественных объединений.

Проект стартовал при поддержке Минобрнауки России (в настоящее время Минпросвещения России). Специалистами МПГУ под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Е.А. Левановой была разработана программа образовательного модуля «Основы вожатской деятельности».

Программа универсальна и включает в себя семь тематических разделов на 144 часа: «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатых», «История вожатского дела», «Нормативно-правовые основы работы вожатого», «Информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Организация массовых мероприятий», «Профессиональная этика и культура вожатого». С 2018 года в программу модуля включена летняя педагогическая (вожатская) практика в лагере (108 часов).

Программа модуля была рассмотрена и утверждена на совместном заседании Координационного совета по области образование «Образование и педагогические науки» и федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки 20 июня 2017 года. Впоследствии Минпросвещения России (на тот момент до реорганизации Минобрнауки России) рекомендовало вузам включить модуль в программу подготовки будущих учителей.

В 2018 году на базе МПГУ появился Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров (ФКЦ), а в каждом федеральном округе на базе вузов-партнеров МПГУ – окружные координационные центры (ОКЦ):

– в Центральном федеральном округе – МПГУ;
– в Северо-Кавказском федеральном округе – Ставропольский филиал МПГУ;
– в Приволжском федеральном округе – Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова;
– в Северо-Западном федеральном округе – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
– в Уральском федеральном округе – Уральский государственный педагогический университет;
– в Дальневосточном федеральном округе – Тихоокеанский государственный университет;
– в Южном федеральном округе – Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
– в Сибирском федеральном округе – Новосибирский государственный педагогический университет.

Основная цель ФКЦ, в соответствии с Положением, утвержденном МПГУ, заключается в координации деятельности по развитию подготовки и сопровождения вожатских кадров как в МПГУ, так и в субъектах Российской Федерации.

За непродолжительное время работы в деятельности ФКЦ сформировались два ключевых направления работы:

1) координация процессов по подготовке вожатских кадров на федеральном уровне, в том числе в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых»;

2) отработка процессов подготовки вожатых в МПГУ и на базе ОКЦ в рамках внедрения в основные образовательные программы УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки образовательного модуля «Основы вожатской деятельности» и создания условий для прохождения студентами педагогической (вожатской) практики в школах, в том числе работающих по направлениям деятельности Российского движения школьников, а также в организациях отдыха детей и их оздоровления в летний период. 

ФКЦ совместно с ОКЦ начали работу по внедрению модуля «Основы вожатской деятельности» в вузах страны.

Летняя педагогическая (вожатская) практика студентов в лагере обеспечивает непрерывный и интегративный характер практики и проводится на базах детских оздоровительных, пришкольных лагерей. Вожатый осуществляет воспитательную, образовательную и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря. 

Согласно данным мониторинга, проведенного ФКЦ МПГУ в 2018 году, подготовка вожатых велась в 145 вузах в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Из их в 107 вузах – в рамках основной образовательной программы.

Общее количество обучающихся, которые прошли в 2017/2018 учебном году вожатскую подготовку в образовательных организациях высшего образования составило 36 487 обучающихся. Лидерами по количеству подготовленных вожатых являются Приволжский, Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа.

Лидеры по количеству студентов, прошедших модуль «Основы вожатской деятельности» и вышедших на педагогическую вожатскую практику в школы и организации отдыха детей и их оздоровления – Северо-Кавказский федеральный округ, Южный федеральный округ, Сибирский федеральный округ.