pic

Ольга Юрьевна ВАСИЛЬЕВА

Министр просвещения Российской Федерации

– Ольга Юрьевна,  воспитание и развитие личности – сегодня одно из ключевых направлений государственной политики в области образования. А как регламентируется воспитательная работа в школах?

– Все начинается с педагога. Вы приходите в класс, первый класс, много нового, неизвестного, и именно со знакомства с учителем начинается ваша дорога – дорога к знаниям, дорога к формированию и развитию личности.   Потому я так часто и с таким трепетом говорю о наших учителях, они – наша основная опора в вопросах воспитания. Я знаю и вижу это, когда бываю в регионах. Во многих школах жизнь после уроков кипит, и ребята с удовольствием вместе с учителями готовят и проводят интересные мероприятия, участвуют по своему выбору в различных движениях. И это продуманная системная работа, при которой процесс воспитания происходит комплексно. 

Что же касается непосредственно организации воспитательного процесса, то здесь в помощь школам разработанные Министерством и институтами Российской академии образования примерные программы воспитания. Они, опираясь на образовательные стандарты, отражают современные тенденции развития общества, вовлекают детей в общественно полезную деятельность. На их основе любая школа сегодня может создать и реализовать собственные программы воспитания, способные решать вопросы гармоничного вхождения школьников в социальный мир. 

Обращу внимание, что примерные программы – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы организации возможных форм и способов работы с детьми, помогающих педагогам решать стоящие перед ними воспитательные задачи. При этом программа воспитания – модульная. Каждая школа, разрабатывая собственную программу, может включать в нее те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом кадров и материальных ресурсов. Такой документ должен быть коротким и ясным, содержать конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие наукообразные рассуждения о воспитании.

Ну и самое важное. Примерная программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а, повторюсь еще раз, педагог – своими действиями, словами, отношением.

– Апробация примерной программы воспитания в регионах уже стартовала? 

– Да, в апробацию сейчас включены 11 регионов. Это Москва, Пермский край, Московская, Тульская, Калужская, Владимирская, Тверская, Челябинская, Воронежская, Самарская, Ульяновская области. 

Проходить она будет в два этапа. До конца сентября текущего пилотные школы создадут собственные рабочие программ воспитания на основе примерной программы.  И уже далее, в течение 2019/20 учебного года, пройдёт реализация пилотными школами собственных рабочих программ воспитания. 

Апробация важна, она позволит посмотреть практику применения и при необходимости скорректировать какие-то вещи. Все это будет сопровождаться масштабной консультационной работой, циклом круглых столов, посвященных реализации рабочих программ воспитания. И корректировка, конечно, пройдет с опорой на поступившие замечания и предложения. 

Внедрение примерных программ воспитания во все общеобразовательные организации Российской Федерации запланировано на 2020/21 учебный год.

Кроме того, разрабатываются методические рекомендации по деятельности детских общественных объединений в общеобразовательных организациях, которые, формируя общероссийскую систему ценностей у подрастающего поколения, тоже являются эффективным механизмом воспитания. И такие организации сегодня уже хорошо известны нашим детям, потому что вовлекают ребят в интересную для них деятельность, помогают развиваться и социализироваться, учат помогать другим людям, занимаясь добровольчеством. Среди таких организаций, конечно же, Российское движение школьников, Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» и многие другие.

Воспитание – процесс многогранный. На него влияет и семья, и общество, и школа. Сейчас продолжается летняя оздоровительная кампания. В детских лагерях с нашими детьми находятся вожатые. Именно поэтому в программу подготовки студентов педагогических специальностей мы включили модуль «Основы вожатской деятельности». Самое главное, чему студенты учатся в рамках этого модуля, – это основы работы с временным и постоянным детским коллективом. А общая цель всех, кто во время учебного года и в каникулы находится рядом с детьми, – воспитать в них уважение к труду, ответственность, искреннее желание помочь окружающим, умение ставить цели и достигать их. Это лишь немногие из тех положительных качеств, которые мы должны воспитывать в наших детях. Это и есть одна из главных миссий педагога – воспитать настоящего Человека.