pic

Что конкретно изменит реализация федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» для детей с особыми образовательными потребностями?

Ключевая задача здесь – настроить здоровьесберегающую среду под возможности каждого ребенка. Именно поэтому во многом акцент будет сделан на модернизации инфраструктуры, чтобы после окончания коррекционных школ выпускники могли найти себя в профессии.

В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (мероприятие «Поддержка образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») запланировано обновление инфраструктуры в не менее чем 800 коррекционных школах – около 50% от общего количества таких образовательных организаций.

Приоритетное направление расходования средств – обновление базы трудовых мастерских и кабинетов предметной области «Технология» с учетом специфики каждой конкретной образовательной организации, контингента ее учеников и региональных рынков труда, чтобы в дальнейшем выпускники могли получить профессиональное образование и трудоустроиться. 

Также в ходе реализации мероприятий будет обновлена материально-техническая база кабинетов психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения); учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (компьютерного класса, спортивного зала/зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов); дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Реализация федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» началась с опережением: в мероприятии «Обновление материально-технической базы в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам» в 2019 году участвует 239 организаций. 

В рамках обновления содержания и материальной базы предметной области «Технология» наибольшее количество средств будет направлено на такие профили трудовой подготовки, как швейное дело (реализуется в 147 образовательных организациях – участниках мероприятия), агропромышленный профиль и животноводство (реализуется в 68 образовательных организациях – участниках мероприятия), столярное дело (реализуется в 68 образовательных организациях – участниках мероприятия), строительный и ремонтный профили (реализуется в 54 образовательных организациях – участниках мероприятия), поварское дело (реализуется в 52 образовательных организациях – участниках мероприятия), полиграфический профиль (реализуется в 35 образовательных организациях – участниках мероприятия), гончарное дело (реализуется в 20 образовательных организациях – участниках мероприятия). 

Наименее популярные профили – изготовление ключей (реализуется в 1 образовательной организации – участнике мероприятия), электронный документооборот и архивоведение (реализуется в 1 образовательной организации – участнике мероприятия), оператор стиральных машин (реализуется в 1 образовательной организации – участнике мероприятия).

Кроме того, будут оборудованы более 100 учебных кабинетов, 75 кабинетов лечебной физической культуры, адаптивной физической культуры и 40 компьютерных классов. Для реализации коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ в 2019 году планируется оснастить более 400 кабинетов для педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов), 66 сенсорных комнат, закупить 11 комплексов для оценки здоровья обучающихся, а также более 30 комплектов специализированного оборудования для обучающихся с ОВЗ.

Также будет закуплено оборудование для организации кружков художественной направленности (всего около 125 кружков), технической направленности (50 кружков), социальной направленности (23 кружка), спортивно-оздоровительной направленности (около 20 кружков) и экологической направленности (7 экостудий).

Методическое сопровождение реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» осуществляет ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации. 

В план деятельности центра в 2019 году включены обучающие мероприятия для руководящих и педагогических работников отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в том числе учителей предметной области «Технология». В ходе вебинаров и окружных семинаров они познакомятся с передовыми технологиями преподавания предметов, новейшим оборудованием для работы с обучающимися с ОВЗ. 

Для методического сопровождения разработаны методические рекомендации «По материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены распоряжением № Р-41 от 29 марта 2019 г., письмо от 9 апреля 2019 г. № ТС-917/07); «О программе развития отдельной организации, осуществляющей  образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, – участника мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (письмо от 7 июня 2019 г. № 07-3760). 

Разработана, утверждена заместителем Министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой от 7 июня 2019 г. № МР-68/02вн и направлена руководителям органов государственной власти регионов документация на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020–2024 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (письмо от 14 июня 2019 г. № ТС-1421/07).

Готовятся методические рекомендации по зонированию и дизайну помещений коррекционных школ. После их отправки регионам-участникам будет объявлен конкурс на лучший дизайн. 

Кроме того, разработан брендбук мероприятия и готовится план-график мониторинговых выездов для контроля за эффективностью расходования средств.

Файлы и документы