pic

Каждая административная часть Великобритании – Англия, Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс – проводит самостоятельную, отличную от других политику в сфере образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. 

В Англии эта сфера регулируется Актом об особых образовательных потребностях и инвалидах 2001 года, Законом о равенстве 2010 года, а также Актом о детях и семьях 2014 года. В законах закреплено понятие «особые образовательные потребности» (special education needs, SEN). Ребенок или молодой человек младше 25 лет имеет особые образовательные потребности, если у него есть физические или ментальные нарушения и расстройства, затрудняющие обучение, либо инвалидность, что требует создания для него особых образовательных условий. 

В категорию лиц с особыми образовательными потребностями и инвалидностью входят дети и молодые люди с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексией, диспраксией, нарушениями зрения и слуха. Это понятие также включает лиц с хроническими и долгосрочными заболеваниями, такими как астма, диабет и эпилепсия.  

В английском законодательстве прописаны нормы против дискриминации в отношении детей/молодых людей с особыми образовательными потребностями (например, при зачислении в школу и в процессе обучения). 

Согласно Акту о детях и семьях 2014 года, местные органы самоуправления курируют вопросы образования, обучения и ухода за детьми с ОВЗ и инвалидностью и обязаны: 

- публиковать полезную, актуальную информацию, находясь в тесном взаимодействии с родителями, детьми и молодыми людьми;

- выявлять всех детей и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью до 25 лет, живущих на их территории, собирая соответствующие данные; 

- при наличии специфических образовательных, медицинских потребностей, потребностей в уходе производить их оценку и, исходя из нее, составлять индивидуальный план (Education, health and care plan, EHC) с описанием дополнительной поддержки, которая должна быть обеспечена ребенку. Такие планы составляются на базе информации, полученной от ребенка/молодого человека, родителей, а также различных специалистов в области образования, медицины и социальной работы. 

Даже при наличии такого индивидуального плана местные власти по мере возможности должны стараться устроить детей/молодых людей с ОВЗ и инвалидностью в обычное учебное заведение (школу, колледж) при условии, что это не противоречит желаниям родителей/молодого человека. 

Детские сады c государственным финансированием и государственные школы обязаны оказывать учащимся с ОВЗ и инвалидностью особую поддержку и обеспечивать им равные с их сверстниками возможности. В учебных заведениях работает специальный педагог – координатор по вопросам особых образовательных потребностей (Special Educational Needs Coordinator, SENCO), в чьи обязанности входят реализация государственной политики в области образования детей с ОВЗ и инвалидностью и взаимодействие с их родителями. 

Закон о равенстве 2010 года обязывает школы готовить и публиковать планы мер по совершенствованию и поддержке доступности образования для детей с ОВЗ и инвалидностью. Эти меры должны включать помощь в освоении учебной программы, улучшение школьной инфраструктуры и информирования учеников с ОВЗ и инвалидностью. Особый упор делается на интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в обычную учебную среду. 

Поддержка детей в возрасте от 5 до 15 лет обычно включает:

- специальную программу обучения;

- дополнительную помощь со стороны учителя или его ассистента;

- дополнительный присмотр в классе или во время перерыва;

- помощь с участием в работе класса, коммуникацией с другими учениками;

- особое внимание и дополнительное содействие в ходе учебного процесса;

- помощь при физических или иных затруднениях (например, при приеме пищи, пользовании туалетом, передвижении).