pic

В законодательстве Новой Зеландии закреплено понятие «особые образовательные потребности». Оно включает физическую инвалидность, ментальные расстройства, трудности в обучении, эмоциональные и поведенческие проблемы. 

Согласно Акту об образовании 1989 года, «лица с особыми образовательными потребностями (из-за инвалидности или по другой причине) имеют равные с другими права на зачисление и получение образования в государственных школах». 

В соответствии с этим принципом новозеландская политика в сфере образования детей и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью заключается в предоставлении дополнительной помощи, адаптированных программ, создании условий для обучения, содействующих ребенку в освоении учебного плана. 

В сфере дошкольного образования поддержку детям до 6 лет, родителям, воспитателям и образовательным организациям оказывают специалисты по раннему вмешательству. 

По мере возможности, если это не противоречит желанию родителей, новозеландские дети с ОВЗ и инвалидностью зачисляются в обычные школы. В ходе учебного процесса каждый ребенок получает индивидуальную помощь, адаптированную под его уникальные нужды. В зависимости от ситуации школы могут временно сотрудничать с коррекционными педагогами-консультантами общего профиля или приглашать педагогов, специализирующихся в определенной области. 

В школах также есть должность координатора по вопросам особых образовательных потребностей (SENCO), который курирует различные аспекты обучения школьника с инвалидностью и ОВЗ – от заполнения заявки на получение финансирования до взаимодействия с педагогами и другими специалистами. 

Вопросами специального образования в Новой Зеландии занимается особый государственный департамент – Группа специального образования министерства образования (Group Special Education, GSE). Сотрудники различных представительств группы по всей стране помогают детям и молодым людям с особыми образовательными потребностями на местах: оказывают необходимые услуги, разрабатывают программы, тесно работают с родителями, педагогами и другими специалистами, консультируют и поддерживают местные школы.  

Министерством образования Новой Зеландии сформулирована общая концепция «Успех для всех», направленная на повсеместное внедрение инклюзивных практик в школах.

Глобальная цель политики страны – создание полностью инклюзивной системы образования. В рамках этого видения разрабатываются различные программы и инициативы, направленные на формирование позитивного поведения и инклюзивной образовательной среды, обеспечивается консультативная помощь и поддержка, выделяются дополнительные средства на обучение учащихся, нуждающихся в особом образовательном подходе. 

Существуют разнообразные формы государственного финансирования, которые зависят от индивидуальной ситуации и потребностей ребенка (потребности могут быть умеренными, сильными и очень сильными). 

В частности, помимо основных бюджетных средств, школам ежегодно выделяется отдельный грант (Special Education Grant, SEG) на совершенствование воспитания и обучения учащихся с особыми образовательными потребностями. В зависимости от обстоятельств этот грант может быть использован для закупки материалов, оборудования, профессионального развития педагогов, трудоустройства и привлечения необходимых специалистов. 

Финансирование предоставляется и в рамках других программ – например, помощи детям с очень сильными образовательными потребностями или крайне серьезными поведенческими проблемами. Средства могут выделяться конкретным учебным заведениям и организациям либо индивидуально на определенного ученика – по запросу со стороны родителей и школы.