pic

В июле 2019 года Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Госсовет КНР приняли новое руководство по продвижению реформы образования и повышению качества обязательного образования.

Документ направлен на развитие системы образования, которая будет воспитывать в гражданах трудолюбие, моральные, интеллектуальные, физические и эстетические качества. Так, правительство КНР приложит все возможные усилия для всестороннего развития учащихся с упором на социалистические ценности: честность, патриотизм, веру, стремление к знаниям – и китайские культурные традиции.

Лидер КНР Си Цзиньпин неоднократно высказывался о необходимости усиления идеологического и политического воспитания в школах. В своих выступлениях он призывает уделять особое внимание развитию у молодого поколения чувства ответственности, творческого мышления, целеустремленности, любви к спорту, эстетического вкуса и трудолюбия. При этом решающую роль в развитии образования, по заявлениям китайского лидера, играет как коммунистическая партия, так и все общество – семьи, школы.

Более того, гарантией воспитания поколений, верных социалистическому делу, коммунистическая партия видит во введении курсов идеологической и политической теории в начальных, средних, старших школах и высших учебных заведениях. Эти уроки должны донести до учащихся основные концептуальные положения идеологии страны. При этом ключевую роль в укреплении патриотического духа, а также чувства любви и поддержки коммунистической партии среди школьников и студентов играют педагоги.

Согласно новому руководству в образовательных организациях могут использоваться только учебные программы, одобренные центральным аппаратом коммунистической партии. 

В рамках повышения качества обязательного образования китайское правительство призывает укреплять физическое воспитание и уделять особое внимание культурному просвещению. 

В руководстве также идет речь о развитии познавательных способностей учащихсяс опорой на инновации с помощью интерактивных методов обучения и информационных технологий, в частности посредством бесплатных и высококачественных образовательных ресурсов в сельских и отдаленных районах страны. При этом подчеркивается роль обучения детей именно в классе.

С целью формирования преподавательского состава из профессионалов высшего уровня предлагается принять меры по дополнительной подготовке учителей, укреплению основ трудовой этики, а также повышению заработной платы и льгот.Директора школ будут активно привлекаться к исполнению данных мер. В конце 2018 года Министерство образования Китая сообщило о публикации трех кодексов этики – для воспитателей в детских садах, педагогов в школах и вузах, направленных в том числе на повышение статуса учителя.

Также ведомство привлекает учителей, уже достигших пенсионного возраста, к работе в сельских школах. Проект уделяет особое внимание бедным районам и направлен на повышение качества образования и содействие сбалансированному развитию образования в городских и сельских районах. Большинство учителей пенсионного возраста работают в течение одного учебного года, а те, кто пройдет аттестацию, продолжат преподавательскую деятельность. Помимо работы в классе, они могут также проводить открытые лекции или семинары, давать рекомендации молодым коллегам и содействовать повышению эффективности управления школами.

В рамках развития сферы профессионально образования к 2022 году планируется открыть 50 профессионально-технических училищ, которые обеспечат подготовку по 150 специальностям в соответствии с новыми научными и технологическими потребностями. Также будет разработана национальная система стандартов профессионального образования, которая охватит большинство отраслей и будет соответствовать международному уровню, при этом доля учителей-практиков составит более 50% от общего числа преподавателей.

В 2019 году запускается пилотный проект, в рамках которого студентам профессиональных училищ и университетов (которые осуществляют подготовку преимущественно по прикладным специальностям) будут выдавать два документа: академический сертификат и диплом о получении профессионального образования определенного уровня (так называемая система 1 + X). Цель проекта – стимулировать учащихся получить как можно больше знаний и навыков во время обучения. В 2019 году проект апробируется в нескольких колледжах по 10 специальностям и в случае успеха будет реализован по всей стране после 2021 года.

Также предполагается, что предприятия проявят инициативу и будут активно участвовать в развитии профессионального образования путем создания учебных программ и курсов.