pic

В каждой канадской провинции есть свой процесс найма и обучения будущих директоров школ.

Обучение новых учителей

Каждая канадская провинция проводит собственную политику в области обучения и найма новых учителей. Более отдаленные провинции привлекают новых специалистов различными денежными надбавками и льготами. 

Провинция Онтарио (самая населенная в стране) несколько лет назад ввела Национальную программу инструктажа новых учителей (New Teacher Induction Program), финансируемую министерством образования провинции и реализуемую совместно с профсоюзами педагогов. Закончив двухгодичную образовательную программу, выпускники затем в течение года проходят инструктаж в школе, работая в облегченном режиме под руководством наставника (более опытного педагога). В этот ознакомительный период новые учителя также проходят дополнительную профессиональную подготовку. Работа новых учителей и их наставников оценивается в соответствии со стандартами. Чтобы преподавать в государственных школах провинции, новый учитель также должен получить лицензию Колледжа учителей Онтарио. 

В Британской Колумбии ряд университетов предлагает тем, кто хочет стать учителем, программы обучения длительностью от одного до двух лет, включающие практический опыт. Выпускникам с сертификатом специалиста присваивается одна из семи категорий, зависящих от уровня полученного ими образования. На базе этих категорий руководство школ впоследствии определяет заработную плату нового учителя. 

Карьерный рост 

В провинции Онтарио педагоги могут пройти программы повышения квалификации (Additional Qualifications), дающие возможность впоследствии получить прибавку к зарплате. Новые квалификации присваиваются после завершения учителями коротких специализированных курсов в различных областях. Программы курсов утверждаются профессиональной лицензирующей организацией – Колледжем учителей Онтарио. 

Оценка профессиональной деятельности учителей в Онтарио осуществляется с помощью программы Аттестации преподавателей (Teacher Performance Appraisal), которая разработана министерством образования и внедряется руководителями школ.

С помощью Аттестации преподавателей оцениваются 16 компетенций учителей в трех областях:

1) профессиональные знания,

2) профессиональная практика и лидерство в учебных сообществах,

3) дополнительное профессиональное обучение. Главная цель аттестации – дать педагогам полезные рекомендации для развития их компетенций. Оценка обычно проводится каждые пять лет. Новые учителя оцениваются дважды в течение первого года своей работы. 

Помимо этого, педагоги Онтарио совместно с директором ежегодно реализуют планы профессионального роста и готовят отчеты, позволяющие регулярно оценивать их профессиональную деятельность. 

Педагоги в Британской Колумбии могут повысить свою квалификацию, закончив программы дополнительного профессионального обучения. Однако в этом регионе страны оценка профессиональной деятельности не является обязательной и обычно проводится только в случае серьезных проблем. Тем не менее многие директора школ помогают педагогам в реализации ежегодных планов профессионального роста. 

В Онтарио и Британской Колумбии педагоги также регулярно занимаются своим профессиональным развитием – работой над педагогическими проектами в сотрудничестве с другими учителями, исследованием педагогических практик, посещением семинаров-практикумов. В Британской Колумбии существуют объединения учителей, которые проводят регулярные встречи, чтобы найти способы решения специфических проблем, возникающих в их школах. Учителя, возглавляющие эти объединения, обычно освобождаются от 10–20 % своих профессиональных обязанностей. 

Самые опытные и квалифицированные канадские учителя могут стать лидерами в своей сфере и занимать руководящие позиции в школах. В каждой провинции есть свой процесс найма и обучения будущих директоров учебных заведений. 

В Онтарио существует специальная программа развития будущих руководителей (Ontario Leadership Framework), описывающая наиболее успешные лидерские практики, основанные на самых актуальных научных исследованиях. Аналогичная программа также была недавно разработана в Британской Колумбии. 

Чтобы стать директором школы в Онтарио, педагог должен иметь педагогический стаж сроком не менее пяти лет, три из четырех существующих педагогических квалификаций, дающих право преподавать детям разных возрастов, две квалификации специалиста или диплом магистра и завершить специальную образовательную программу по специальности директора школы (Principal’s Qualification Program). Министерство образования Онтарио финансирует инструктаж нового директора в течение первых двух лет его работы.