pic

Международное исследование TALIS-2018 подтвердило типичную для Японии проблему – учителя в школах слишком перегружены. Уроки, внеклассные активности, заполнение отчетностей – на все это японские педагоги тратят в разы больше времени, чем их коллеги в других странах.

Еще в 2016 году правительство Японии установило, что примерно 30% и 60% учителей в государственных начальных и средних школах соответственно работали сверхурочно. Согласно статистике, в среднем у 85% педагогов за месяц переработка составляла 45 часов. 

Примечательно, что в японской культуре существует понятие karōshi, означающее «смерть от переутомления». Оно используется в случаях, когда переработка сотрудника превышает 80 часов в месяц.

Среди основных причин, по которым учителя начальных классов задерживаются в школе, – проверка и оценивание работ учащихся. В средней школе педагоги вынуждены перерабатывать из-за дополнительных внеклассных занятий, которые проходят и по выходным дням.

Так, японский учитель проводит 7,5 часа на дополнительных мероприятиях, что в четыре раза больше общемирового показателя. А на бюрократические вопросы у педагога в Японии уходит 5,6 часа – в два раза больше, чем у коллег за рубежом. В результате у них просто не остается времени на повышение квалификации. 

Для решения этой проблемы Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии выработало соответствующий комплекс мер. Ведомство планирует к концу 2020 года ограничитьна законодательном уровне порог сверхурочной нагрузки в школах 45 часами в месяц и 360 часами в год. Количество часов, отведенных на дополнительные активности, сократится в будние дни до двух часов и до трех часов в выходные. Также в государственных образовательных учреждениях будет обеспечена работа вспомогательного персонала, который вместо преподавателей будет вести внеклассные мероприятия. Отмечается, что уже с 2019 года правительство Японии существенно увеличило объем выделенных средств и привлечет к проведению внеклассных мероприятий около 9 тысяч дополнительных сотрудников, что в два раза больше показателей предыдущего года.

Более того, снизить нагрузку учителей поможет использование информационных технологий. В японские школы предложили внедрить специальную  интегрированную систему поддержки, которая позволит педагогам оценивать учащихся, обеспечит коммуникацию между учителями и работу вспомогательного персонала. По мнению экспертов, такая интегрированная система сократит время работы учителей примерно на 120 часов в год в начальных и на 160 часов в средних школах. На сегодняшний день она успешно функционирует в 50,6% японских учебных заведений. Согласно плану правительства Японии комплексное внедрение системы повсей странезавершится к 2022 году.

TALIS (Teaching and Learning International Survey) – это международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения, которое проводится Организацией экономического сотрудничества и развития.

Данное исследование представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров с целью сбора данных о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри школ. Исследование дает возможность увидеть образовательную систему глазами представителей школьного сообщества.

Исследование 2018 года – это третий цикл исследования TALIS. Первый цикл состоялся в 2008 году, второй – в 2013 году. Участниками TALIS-2018 стали 48 стран. 

В опросе приняло участие около 7 тысяч сотрудников сферы образования Японии.